Публичная школа социального знания и общественной практики. Занятие 1. Версия для печати

 26 апреля состоялось 1 занятие Школы. Тема "Профессиональные группы и профессионализация: теория и практика" >>>

 

 
Приглашенный эксперт: Президент Российского общества социологов, доктор философских наук, профессор, зав. сектором, зам. директора Института социологии РАН Валерий Андреевич Мансуров (г.Москва).     
 
Тезисы выступления В.А. Мансурова.

•    Как показывают исследования последних лет, в ситуации быстрых социальных изменений, по-новому структурирующегося общества россияне чаще всего идентифицируют себя с родственными и профессиональными группами. Именно последние формируют групповые ценности, мораль, нормы группового поведения и стиль жизни, определяющие устойчивое социальное положение человека в нестабильном обществе.
•    На первый план выходят статусные, а не социально-классовые характеристики личности. При этом социальный статус профессиональной группы представляет собой набор ресурсов, который открывает для нее ряд возможностей в системе власти, распределения материальных благ и престижа.
•    «Профессии» - это статусные профессиональные группы или коллективы, имеющие схожий стиль жизни, общую моральную систему, схожий язык и культуру (М.Вебер). Классические (традиционные для западного промышленного общества) профессии определяются как группы интересов, которым удалось занять монополистическую позицию на рынке услуг здравоохранения, юридических услуг, образования и науки.
•    «Профессионализация» здесь понимается как механизм перевода «редких» (особенных) ресурсов этих групп – специализированных знаний и умений – в социально-экономические ресурсы вознаграждений (льгот и привилегий). Сохранение редких ресурсов способствует стремлению к двойной монополии: монополии экспертного знания на рынке труда и монополии статуса в системе стратификации.
•    Процесс «профессионализации» включает несколько основных этапов. Первый –  выделение собственной уникальной области знания и трансформация ее в социальный престиж. Второй – формирование идеологии профессиональной группы, акцентирующей ее служение социально значимым целям. Третий – создание профессиональных организаций, ассоциаций. Четвертый – использование механизма «социального закрытия», ограничивающего доступ в группу. Пятый – контроль реализации профессионального проекта: сохранение достигнутого благоприятного социального положения с помощью мер поддержки общественного имиджа группы, ее принятия обществом как достойной высокого статуса.  
•    Выделяются два основных типа «профессионализации»: англо-американский  - «профессионализация изнутри», и континентальный (европейский) – «профессионализация сверху». К последнему близок и российский тип «профессионализации».
•    Рынок и динамичность социально-профессиональной структуры современного российского общества усиливают возможности осуществления групповой социальной мобильности, переопределения собственного статуса в государственном секторе и конструирования новых позиций на рынке труда.
•    Таким образом, образование и профессионализация объективно выступают основными механизмами осуществления стратегии жизненного успеха молодых россиян и достижения ими значимых социальных позиций в обществе.

Основной источник (по рекомендации эксперта):

Профессиональные группы: динамика и трансформация / Под ред. В.А.Мансурова. – М.: Изд-во Института социологии РАН, 2009. – 419 с.             

Дополнительные источники:

Мансуров, В.А. Социология профессий. История, методология и практика исследований / В.А. Мансуров , О.В. Юрченко  // Социс. - 2009. - №8. - С.36-46.

Мансуров, В.А. Конструирование новых статусных позиций в процессе профессионализации / В.А. Мансуров , О.В. Юрченко // Модернизация социальной структуры российского общества / Отв. ред З.Т. Голенкова. - М.: Ин-т социологии РАН, 2008. - С. 139-156.                                                          

Социальная динамика и трансформация социальных групп в современном обществе / Отв. ред. В.А. Мансуров. -  М.: Ин-т социологии РАН. - 2007.

 

Место проведения: Национальная библиотека Чувашской Республики, актовый зал.

                                Дата: 26 апреля 2013 г., время: 14.00 ч. - 16.00 ч.

ВНИМАНИЕ! КОНКУРС! >>>

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ >>>


Итоги занятия >>>